Логин:
Пароль:
 
 
 
ТЕНГРИАНСТВО Статья из книги Этногенез и Цивилизация
Андрей Рюрик
 
ТЕНГРИАНСТВО (религиозный и религиоведческий термин) (КОНСПЕКТ).
     См. также «Единобожие». Как это следует уже из названия Бога: Тен-Гри –это первая в мире религиозно-философская система, основанная на диалектике (Законах Природы). Как увидим ниже – диалектика Гегеля – почти полная копия или дубликат Тенгрианства. И, как увидим ниже, – система координат Декарта также почти полная копия или дубликат Тенгрианства. Почти все современные трехмерные модели вселенной, опирающиеся на систему Декарта либо сферическую систему координат уже были, как увидим далее, включены в Тенгрианство. Упоминаем об этом потому, что для современного человека, знающего системы Гегеля и Декарта, будет гораздо легча понять, дальнейшее изложение, поясняющее, что такое Тенгрианство.
Добавим, что главное отличие Тенгрианства от западно-европейских рациональных моделей – наличие эмоционально-чувственного, действенного, побудительного аспекта, дополняющего рациональный, и образующего в Тенгрианстве очередную диалектическую пару, близкую к паре «конкретное-абстрактное». К трехмерному декартовому пространству добавлена система координат времени, которое в тенгрианстве, в отличие от современных концепций, - нелинейно.
Начнем с космогонии, т.е. об утверждении космической структуры взамен первобытного хаоса. Время акта Первотворения  не фиксируется. (В отличие от более поздних упрощений тенгрианства - Библии и Корана). Создание мира понималось как начало времени и пространства и трактовалось как бесконечная череда начал. (Периодический возврат к акту творения на диалектической спирали развития). Конца, как такового нет.
Эпоха первотворения – не только появление упорядоченного пространства, но и переход от безвременья ко времени. При первотворении был задан ритм течения времени (а не плавное однонаправленное течение времени, которое не диалектично). Организованное пространство, имеющее центр («середину», начало осей трехмерной системы координат), обладает метрически организованными областями («слоями», удаленными от этого центра по всем осям). Путем последовательного введения основных бинарных оппозиций (верх-низ, небо – земля и т.п.) система мира раскалывается на разных, тесно связанных между собой уровнях. Основные (главные) бинарные диалектические пары: «верх-низ», «правый-левый», «передний-задний». Дополненные «слоями» по трем указанным направлениям, эти пары образуют «декартову систему координат», в которой каждая из трех осей имеет положительную и отрицательную направленность. Это дает возможность описания любых состояний и сфер вселенной.
Четыре стороны света воспринимались как дуализмы «восток-запад» и «север-юг». (Ср. с Хэб-седным комплексом пирамиды Джосера). Совмещение вертикальной (мировая ось) и двух горизонтальных осей, образующих много слоев двумерных плоскостей давало исчерпывающую систему координат для ощущения и описания полной картины мира. Две главные плоскости включали следующую пару пластин «мирового  конденсатора»: нижний слой неба и поверхность земли.  В заимствованной позднее из этой космологии библейской книге «Бытие», в самой первой фразе, использован древнееврейский глагол “bara” , который означает «пространственно разделять», а не «создавать» (землю и небо), как это переводили некоторые толкователи Библии ранее.
Диалектика пар в протоэтносе отражена в древних языковых «окаменелостях». Например санскритское «двапара» или русские фразы типа «здесь-тут жили оба-два»…
Главная пара в пространстве протоэтноса, - пластины мирового конденсатора, имела точки «пробоя» - ущелья, перевалы, реки, родники, пещеры – словом, все отклонения от реальной земной плоскости: там происходили сближения миров, их взаимообмен. Равнинная часть ландшафта (степь) принадлежит людям. Места, расположенные выше и ниже долин и степей – это горы, перевалы, ущелья, овраги, реки. Они являются границей двух миров – среднего (земного) и небесного. За этой границей человек чувствовал себя гостем. Разумеется, человек проникал за эту черту, но только после исполнения соответствующего ритуала, зачастую простейшего жертвоприношения, который совершался чаще всего у подножия гор, на берегу реки, озера, ручья, источника, т.е. в пограничной зоне. Как правило, такие места богаты памятниками культовой деятельности: скальной живописью, каменными кладками, мегалитами, статуями женщин. (Сравните с «Землей и Небом» в молитве Эхнатона «Отче Наш»: Да будет воля Твоя и на Земле как на Небе (Месте жительства Тенгри-Атона). Под словом «земля» у Эхнатона подразумевался «срединный», а не «глубинный» (подземный) мир [см. мой перевод этой молитвы и комментарий к ней]).
Странный иероглиф «Небо» в гробнице Тутанхамона выглядит как верхняя пластина конденсатора, в отличие от более ранних или более поздних иероглифов «небо».
Нижний подземный мир, подобно небесному и среднему мирам делился на видимый и невидимый миры. Все живое, обитающее в траве, на воде и под водой, и, конечно, под землей, считалось принадлежностью  нижнего мира. Невидимый подземный мир представлялся тоже многослойным. Особенность невидимого подземного мира – нарочитая «неправильность», зеркальность, перевернутость многих параметров. Гротескные обитатели подземного мира отражены в зверином стиле скифо-сибирских золотых и бронзовых изделий, закладывавшихся в курганные захоронения, или использовавшихся с ритуальными целями в мире живых. (См. фотографии).  Обращает на себя внимание диалектика животных поглощающих и порождающих самих себя. Изделия, использовавшиеся в быту, изображали реальных людей и животных. (См. фотографии).
Наиболее важные элементы мироздания – те, которые наделены созидательной, рождающей, творческой силой. Эта сила борется против хаоса (энтропии) путем возникновения информации (порядка), которая делает мир уютным для человеческого существования. Творческой силой наделен Творец («Слово» или «информация из ниоткуда», вопреки «тепловой смерти вселенной»). Воплощением Творца является Тенгри и его «образ и подобие» - человек-творец. Хаос и Порядок (Энтропия и Информация) образуют важнейшую диалектическую пару.
Все три зоны Вселенной по вертикальной «мировой» оси, т.е. Небесная, Земная и Подземная (каждая многослойна) – в свою очередь разделяются на видимое (конкретное) и невидимое (абстрактное). Невидимый мир тоже разделен на слои. Протяженность  небесного мира вверх неопределенна. Подземный мир имеет дно. Видимое и невидимое образуют очередную диалектическую пару.
Координаты мира, сходящиеся у его центра, имеют числовое выражение. При этом линейное обозначение сторон света дополнялось указанием на положение солнца на небосводе: «впереди, где восходит солнце, справа, где солнце в зените, позади, где заходит солнце, слева, где ночь в зените, обитающие там народы мне подвластны» (надпись в честь Кол-тегина или Кюл-тегина, включает в себя еще и чисто эмоциональный аспект. Само название вождя включает в себя «мировую ось» – кол, или «ось Y» и             ). Стороны света перечислены здесь по ходу дневного светила (посолонь). Главная позиция наблюдателя – лицом на восток. Восток – это перед, Запад – это зад. Юг – справа, а Север – слева. В тех случаях, когда положение на местности определяется еще и по вертикали, как в данной надписи, юг трактуется как «верх», а север как «низ». (О «севере» и «юге» в анклаве протоэтноса - Египте см. главу «Древний Египет и Россия»).  
Находки в скифо-сибирских курганах изобилуют каменными головами с лицом человека спереди (восток), и маской потустороннего рычащего зверя – на затылке (запад – потусторонний мир мертвых) (Рис.       ). Такие же находки обнаруживаются и в анклавах протоэтноса, начиная с Месопотамии и Египта (Рис.       ), и заканчивая двуликими Янусами древних греков (Рис.       ). Ранние греческие Янусы обладали разноликостью, в поздних встречается отход от диалектики, и Янус становится обладателем двух одинаковых лиц. Упорядоченность пространства (три оппозиции) и времени (движения солнца) - важнейшая характеристика «среднего мира», или, строго говоря, реального мира.
Раз возникнув, Космос разворачивался и развивался по циклической схеме. Он вновь и вновь обращался в хаос, чтобы затем, подчиняясь природным ритмам и человеческим ритуалам, вновь воцарялась гармония. Построенный на оппозициях и вместе с тем не имеющий отчетливых границ, этот мир находился в состоянии вечного движения, т.е. возникающих и пропадающих изменений. Он был постоянно создающимся, но все-таки незавершенным (как и сам протоэтнос – незавершен, а потому - вечно молод, относительно «завешенных» народов, которые возникают, а затем исчезают без следа).
Тенгрианский Космос  постоянно трансформировался, пульсировал. В акте творения сливались воедино рождение и смерть, начало и конец, верх и низ.
В традиционном мировоззрении тенгрианского протоэтноса мир не столько вычислялся, сколько переживался эмоционально. Набор символов и пиктограмм был лишь ключом, позволяющим активно действовать и изменять мир, познаваемый в полноте лишь через действие. Иначе утрачивалась непрерывность жизни и ее постоянное возобновление. Набор символов протоэтноса, вследствие своей исключительной диалектичности, служил не догмой, а руководством к действию. Лишь диалектика заключала в себе гарантированный путь для бесконечного движения вперед. При этом диалектика воспринималась не схоластично, а эмоционально, что в корне отличало эту цивилизацию от одномерных построений Греко-римской античной цивилизации. Ранняя греческая  и римская цивилизации, порожденные протоэтносом, еще несли на себе черты этой диалектичности, которая довольно скоро растворилась в рационалистической «правильности» античных построений. Гротескное самовыражение в культовых золотых и бронзовых изделиях протоэтноса. Гротескные статуи и изображения Эхнатона и Нефертити, наряду с вполне реалистичными (потом допишу)…
Потусторонний мир (потом напишу). «Двойник» человека – путь к вечной жизни и бессмертию…. Диалектика двойника… Практика «сати». Японское харакири. Использование «сомы»….
Ритуалы………..
Слово «Тенгри» отражает диалектику неба, выражающуюся в двух началах: Солнце (День) и Гроза (Гром и молнии). Гром – гневный глас Тенгри. … Представление о солнечном луче, как средстве передачи жизни. (Фотографии). Представления о молниях, как о карающих небесных стрелах (фотографии).  
Шумерский Денгир, египетский Атон-гор, владыка Хан-Тенгри протоэтноса. Псалом Эхнатона «Взор мой там, где растворяются вершины…» и другие «горные» псалмы. Золотые макушки египетских обелисков и пирамид, золотые навершия зиккуратов, золотые купола России, в отличии от многобожных, совсем не золотых куполов Рима и Византии. Топонимы Тенгри на географических картах) (потом допишу). Обсерватории Тенгри на южном Урале. Сакральные меридианы протоэтноса – следствие работы обсерваторий. Дневной путь солнца, пересекающего меридианы – ежедневная «инспекция» владений Тенгри. Географические маркеры важнейших сакральных меридианов.
В Египте от Тенгри Эхнатон оставил только Атона по той простой причине, что там нет дождей и гроз. У хеттов и финикийцев Тенгри был представлен Эхнатоном в обоих своих ипостасях. (Анализ хеттских и финикийских текстов хорошо восполняет картину реконструкции тенгианской религии, принесенной с севера всадниками-лучниками…..). Ранние шумерские пиктограммы хорошо дополняют реконструкцию тенгрианства……(фотографии)
Диалектичность (переменчивость, многоликость) Тенгри в протоэтносе. Многоликость это не двуликость лица и затылка (см. выше), а две, три, четыре шеи или лица. Многоликие и многоголовые боги Индии, Анатолии, Египта.

Сопоставление славянских и тюркских тенгрианских текстов. Явь, Правь, Навь в славянских языках. Небесная, Срединная (земная) и Подземная зоны в тюркских текстах. (разъяснить подробнее).
Реконструкция тенгрианства….Остатки тенгрианства на Алтае.
ОБРАЗНОЕ (НАРОДНОЕ) ВОСПРИЯТИЕ ТЕНГРИ В ПРОТОЭТНОСЕ И В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ.  В акте первотворения фигурирует водная стихия. Вода – вход в иной, потусторонний мир. (ср. египетский Хэб-Сэд). При сотворении мира, из воды «нагромождаясь золотая гора вырастала» (сказание Кан Кес или Хан Кес). (ср древнеегипетский первичный холм Бен-бен, вырастающий из воды). Мировая гора и/или мировое дерево, соединяющие небо и землю в тенгрианстве и в Древнем Египте и во всех античных культурах (фотографии).

Вертикальная тенгрианская ось мира в народном сознании олицетаорялась как «мировое дерево» (золотистая береза). Плакучие березы, привезенные царицей Хашепсут в Египет «из далекой страны Пунт». (фотографии).
Верх - крона дерева – это небеса, светила, вершины, истоки рек, птицы. Низ, корни дерева – это пещеры, ущелья, вода, животные, обитающие в норах и рогатые животные. Середина – ствол дерева – это человек или животное с теплым дыханием (ср. столб Осириса). Дерево связывало все сферы бытия по вертикали. Это одновременно и ось мира и его центр. Это точка отсчета координат как временных, так и пространственных. Мировое дерево – это место пребывания после смерти или до рождения. (Ср. Хэб-Сэд с деревом - столбом Осириса. Позвоночник Осириса имеет деления (позвонки) - слои на вертикалной «оси Y» ). Дерево, особенно высокое, считалось в протоэтносе связующим звеном и средством общения с главным божеством Тенгри, живущим на небе. В протоэтносе нельзя и крайне опасно было вырывать дерево вместе с корнями. (ср. запрет на вырывание ливанского кедра из земли в мифологии Месопотамии и Древнего Египта). Символ дерева в протоэтноси – рогатый олень. Рога – это крона дерева. (См. фотографии золотых деревьев и рогатых оленей из захоронений протоэтноса.) Рогатые олени – самые ранние символы в Древнем Египте (фотографии). Ветвями называли истоки рек, которые «текут сверху, с Неба», с уральских гор. Река Вятка - это «ветка» (приток) реки Камы. Кам (жрец, шаман) путешествует на небо по ветвям дерева. Кам и река Кама.
Камень – «Ко Мне!» (Моя душа, дух, второе «я»). Камни Урала и Алтая. «Камлание» жрецов (камов).
Мое личное детское интуитивное восприятие камней в горах Южного Урала. Моя известная юношеская выходка, когда я побежал в горы с криками: «за черным солнечным камнем». (Черно-белая диалектика солнечного камня, который мы с друзьями собирали в горах Южного Урала). Огромная сакральная скала, нависающая над Ильменским озером (Миассово) – место ежедневного ночного бдения как седых, так и молодых выпускников МГУ. Еженощные песнопения на скале, исполняемые вполне цивилизованными людьми из Москвы и Берлина.  Скала как бы вырастала из воды, подобно первичному холму мироздания, вырастающему из воды в древней мифологии тенгрианства, о котором при советской власти еще ни кто и не слыхивал.
Древнеегипетское «ка Мани» (душа, «двойник» Мани). Каменные истуканы и сакральные мегалиты протоэтноса. Истукан – вечный «двойник» человека. Таковы и индивидуальные каменные статуи фараонов Египта (их души или двойники «ка») до Аменхотепа III. После него индивидуальные статуи утратили функцию каменного двойника, так как начали тиражироваться.
Природные ритмы – смена времен года, восход и заход солнца, изменение фаз Луны программировали жизнедеятельность древнего человека. В женщине и луне была заключена одна и та же тайная сила. Женские циклы совпадали с фазами луны («месячные»). Изменение психики мужчин и женщин в полнолуние. Почему женщины чаще рожают в полнолуние? Почему беременность длится девять лунных месяцев? Почему девять месяцев составляли символический год в протоэтносе? (ср. эннеада – «девятерица» богов в Древнем Египте).
Молодой месяц (начало месячного цикла) и, обычно восьмиконечная, звезда в протоэтносе (см. фотографии скифских захоронений и месопотамских символов) и возникший гораздо позднее известный символ ислама. Полярная звезда в протоэтносе – вершина мировой оси, вокруг которой все звезды вертятся. Две ближайшие звезды – две белые лошади на привязи к колу, которые ходят вокруг этой привязи. Семь звезд Большой медведицы – семь старцев, к которым поступательно движется созвездие Плеяд. По нему узнавали часы ночи и время года. Утренняя звезда Чулпан («Лоб пастуха» или Венера) – пастушеская звезда, показывающая по утрам только свой лоб (чело, чуло пастуха-пана), и не открывающая лица. Природные ритмы человек подкреплял ритуально (не описываем, так как эти ритуалы всем известны).
Проявление времени в природе, - это последовательная смена времен года, времени суток и перемещение небесных тел. (см. псалом Эхнатона 103, например перевод в книге [   ]). Они воспринимались как признаки, аналогичные внутренним человеческим ритмам, .е. были связаны с самим течением человеческой жизни. Каждое утро солнце побеждает мрак, как это было в первый день творения, и как происходит ежегодно в первый день нового года. Граница между светом и тьмой есть соединение  начала и конца, открывающая возможность перехода от одного к другому.
Важнейшая временная пара «день-ночь» соответствует двум важнейшим понятиям современной научной методологии «анализ и синтез». Анализ, расчленение и систематизация информации в человеческом мозгу происходит днем. Синтез информации (откровение) происходит ночью в пограничном состоянии транса, когда подсознание начинает властвовать над сознанием. У многих людей ночное подсознание уходит только в секс. «Синтез» детей по ночам. (См. статью «Секс и супружество»). У некоторых людей ночное подсознание порождает не только детей (сублимация по Фрейду). Все открытия физики, химии, математики и других наук были сделаны в ночном откровении (синтез), опирающемся на дневною систематизацию и расчленение информации (анализ). По себе знаю. Временная аскеза – путь к интеллектуальному прорыву, который затем, как правило, компенсируется периодом сексуальной активности. Пример Кнута Гамсуна и других семейных людей (подробнее в статье «Секс и супружество»). Месячные циклы у мужчин – месяц секса, - месяц аскезы. (См. там же). «Периодический монах» и Периодическая система элементов Менделеева. Взаимоотношения Менделеева с женщинами (там же).
Воздух и ветер (Шум) в протоэтносе и древнеегипетский бог «Шу». Жена бога «Шу» - Вода (ег. Тефнут=Тьфу Нут=«Не небесная», т.е. земная и подземная потусторонняя вода протоэтноса). Ветер, витающий вихрями над водой, породил от нее пару земля-небо и еще много различных пар в космогонии протоэтноса и Древнего Египта. Отец ветра и воды в притоэтносе – Тенгри, а в Египте Атум или Атон.
Греческая АтмоСфера (обитель Бога) и египетский Атум. «Атмос» - неделимая у греков основа мирозданья. Атум - единый, неделимый Бог-Творец у египтян – это порождение Бога Тенгри (Атона), импортированного из протоэтноса. Единый и неделимый Бог в исламе – тоже оттуда. (О тюркоязычной основе первых вариантов Корана – см. гл. «Из Мекки в Медину»). Разделение в Византии Бога Тенгри на три части – пример полного отсутствия диалектического мышления у греков, хотя слово «диалектика» - греческое. Дождь (Даждь-«бог») в протоэтносе и небесный «Нил» в Древнем Египте. (Потом допишу).

Дальний Восток. Скажем лишь, что в достаточно измененном виде, но так и не оформленное в письменном виде (иероглифы мешают) тенгрианство сохранилось в Китае, Японии, Корее и некоторых других странах. (Подробнее потом допишу).
Составлено по материалам [              ].

© Copyright: Андрей Рюрик
Перейти на страницу автора

Версия для печати
 
Жанр произведения: История
Количество отзывов: 0
Количество просмотров: 1388
Дата публикации: 14.10.09 в 16:52
 
 
Рецензии
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.Нет ни одного комментария для этого произведения.
 
   
   
© 2009-2018 Stihiya.org. Все права защищены.
Гражданско-поэтический портал.
Rambler's Top100