Логин:
Пароль:
 
 
 
Оберег
Вика Соловьёва
 
Я не знаю добринки с изъяном...
И в  бассетовом лунном надире
Разгляжу,  как клубится туманом,
Глубочайшая впадина в мире.

Ты узнаешь глубину моей ночи,
Запах рук, что нежнее фиалки,
Не боюсь я ни сглаза, ни порчи,
Оберег мне дарили русалки.

В косу русую  алую ленту,
Заплетали, шептались потешно,
Ну, а я,  расплету  свою вену,
Потому, что ты пахнешь так грешно.

Я возьму на себя, стынь - печали,  
И верну твои сны все с излишком,
Лишь бы ходики чуть помолчали,
И виски не стучали в такт слишком.

© Copyright: Вика Соловьёва
Перейти на страницу автора

Версия для печати
 
Жанр произведения: Лирика любовная
Количество отзывов: 13
Количество просмотров: 664
Дата публикации: 10.10.12 в 03:44
 
 
Рецензии
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Отзыв на произведение: Оберег


Вика, почему на этом сайте нет оценок? Пять! Очень понравилось!

Надежда По    Добавлено 21.10.2012 в 13:32


Спасибо, Надюша:))
Немножко была занята, поэтому долго не заходила на сайт, но я, как всегда рада, нашему общению))

Вика Соловьёва    Добавлено 02.11.2012 в 13:41
Отзыв на произведение: Оберег


Оберег

Я не знаю добринки с изъяном...
И в  бассетовом лунном надире
Разгляжу,  как клубится туманом,
Глубочайшая впадина в мире.

Ты узнаешь глубину моей ночи,
Запах рук, что нежнее фиалки,
Не боюсь я ни сглаза, ни порчи,
Оберег мне дарили русалки.

В косу русую  алую ленту,
Заплетали, шептались потешно,
Ну, а я,  расплету  свою вену,
Потому, что ты пахнешь так грешно.

Я возьму на себя, стынь - печали,  
И верну твои сны все с излишком,
Лишь бы ходики чуть помолчали,
И виски не стучали в такт слишком.

============================

Итак, приступим. Целью анализа и попытки дальнейшей реконструкции полагаем приближение к структуре чистого стихотворного размера, каким бы он ни оказался. Естественно, смысловая составляющая стихотворения пострадать не должна, равно как и существенные сильные стороны стихотворения; общий принцип "ценное сохранить и приумножить, недостатки и огрехи исключить или завуалировать".

Стихотворение укладывается в размер трёхстопного анапеста, отягощенного сверхсхемными ударениями - в данном случае амфимакрами (/ - /) общим числом около десяти, что само по себе не так чтобы хорошо, но и не совсем плохо, просто они сообщают произведению свой неповторимый ритмический рисунок. Полная схема стихотворения выглядит следующим образом:

- - / - - / - - / -
- - / - - / - - / -
- - / / - / - - / -
- - / - - / - - / -

/ - / - - - / - / / -
/ - / / - / - - / -
- - / - - / - - / -
- - / / - / - - / -

/ - / - - / - - / -
- - / - - / - - / -
/ - / - - / - / / -
- - / - / / - / / -

- - / - - / / - / -
- - / - / / / - / -
/ / / - - / - - / -
- - / - - / - / / -

Очевидно, пятая строка* выбивается из размера "лишним слогом" в слове "глубину", схема требует ударения на "и", также двусложное местоимение "моей" по отношению к ночи представляется не вполне уместным, постараемся учесть эти обстоятельства при укорочении строки, а оно является необходимым.
Односложные частицы, союзы, местоимения, междометия, предлоги в началах строк можем проигнорировать, равно и в любом месте стихов, обращая внимание исключительно на ударения двусложных (и более) слов:

- - / - - / - - / -
- - / - - / - - / -
- - / - - / - - / -   (как)
- - / - - / - - / -

- - / - - - / - / / - (* моей)
- - / - - / - - / -   (что)
- - / - - / - - / -
- - / - - / - - / -    (мне)

/ - / - - / - - / -    (косу)
- - / - - / - - / -
- - / - - / - / / -    (ну, я; свою)
- - / - - / - - / -    (ты, так)

- - / - - / - - / -    (стынь)
- - / - / / - - / -    (твои, все)
/ / / - - / - - / -     (** лишь бы)
- - / - - / - - / -     (такт)

Как видим, схема немного "прояснилась", приблизившись к исходной форме.
В скобках "проигнорированные" односложные слова, курсивом выделены двусложные слова, "выпадающие" из размера стихотворения, исключить которые из схемы на данном этапе не представляется возможным. Обилие местоимений - бич любого стиха, поэтому постараемся в дальнейшем сократить их употребление. Также в двусложном слове косу неверное ударение, но само слово обладает повышенной значимостью, и резать косу ну никак нельзя.
Хотелось бы обратить внимание на ударные отягощения в начале предпоследней строки "Лишь бы ходики чуть помолчали...", ради разнообразия постараемся сохранить эту конструкцию, максимально фонетически приблизившись к "тик-так" ходиков.
Пару слов о лексике ощущений. Автор умело и сбалансировано выстраивает визуально-слуховой ряд, вполне ощутимы тактильные мотивы, несколько смущает двойная апелляция к обонятельной сфере, некоторые стихи насквозь эротичны, метафизика стихотворения перерастает в моральную сферу, касаясь философских категорий, и переходы эти лингвистичны, фольклорны, обладают мистическим оттенком.
Вот уже и расхотелось уродовать такое замечательное произведение! Но сделаем это в угоду Ломоносову и Тредиаковскому, Квятковскому и Гаспаряну, и - будь что будет...


О б е р е г

Не приемля добринки с изъяном,
Во бассетовом лунном надире
Разгляжу - оклубилась туманом
Глубочайшая впадина в мире.

Испытаешь бездонные ночи,
Руконежные ласки фиалки;
Убояться ли сглаза и порчи? -
Оберег подарили русалки:

Русокосую в алые ленты
Заплетая, шептались потешно...
Расплетём же ярёмные вены,
Потому что пропахли согрешно!

Я возьму на себя стынь-печали,  
Обожгу сновидений излишком,
Так как ходики вдруг замолчали,
А виски застучали... услышь-ка!

============================

Полученная схема:

- - / - - / - - / -
- - / - - / - - / -
- - / - - / - - / -
- - / - - / - - / -

- - / - - / - - / -
- - / - - / - - / -
- - / - - / - - / -
- - / - - / - - / -

- - / - - / - - / -
- - / - - / - - / -
- - / - - / - - / -
- - / / - / - - / -

- - / - - / - - / -
- - / - - / - - / -
/ / / - - / - - / -
- - / - - / - - / -


* Во второй строчке предполагается Въ;
заодно поздравляю с рождением неологизма "руконежная";
"согрешно" неологизмом не является, но смысл смещён в сторону "совместного согрешения", поэтому как сказать...

Пример является демонстрацией анализа и ни на что не претендует.

Спасибо.

Касьян Стигматов    Добавлено 13.10.2012 в 07:13


Вика, что-то не так? Вы чем-то напуганы или расстроены? Если хотите, просто удалите комментарий, да и забудьте ))

Касьян Стигматов    Добавлено 14.10.2012 в 16:53


Вот ещё момент неучтённый - в некоторых словарях оберег с ударением на первом слоге.
Это обстоятельство и Ваши "фирменные" женские окончания подвигли сменить структуру анапеста на... амфибрахий!
Смотрите сами: здесь так же, как в предыдущем варианте, изменена рифма "с излишком  слишком"; первую строфу удалось передать ближе первоисточнику, вплоть до пунктуации; повторы в первых двух строфах "Я не знаю  ты узнаешь" и "глубочайшая  глубину" счёл неоправданными и, соответственно, заменил синонимами; вены и ленты - во множественном числе, последние пришлось "перекрасить" с алого в кармин, по оттенку они отличаются незначительно; во второй половине смысл слегка смещён, но появился интересный эффект в третьем катрене "открыты ... вены" - откро-венны, с "тик-так" пришлось проститься, оно и к лучшему... Вообще, со временами чехарда изрядная получилась: в начале настоящее (и русалок удалось перетащить), затем как легкое воспоминание в прошедшем; через настоящее - к будущему (возьму, ожгу), и - вот он - момент истины: то ли замолчали ходики, то ли кровь "стучит в висках" - время замерло... и пусть додумывает сам читатель.

Оберег

Не знаю добринки с изъяном...
В бассетовый лунный надир я
Гляжу – оклубилась туманом
Бездонная впадина мира.

Вмести глубочайшие ночи,
Касания терпкой фиалки...
— Не бойся ни сглаза ни порчи, –
На оберег плещут русалки.

В косицу карминные ленты
Вплетая, шептались, потешны...
Открыты ярёмные вены
Пропащим наивно-безгрешным.

Возьму на себя стынь-печали,  
Ожгу сновидений излишком...
Чу, ходики вдруг замолчали, –
Виски застучали!.. услышь-ка.

======================

Схема - трехстопный амфибрахий:

- / -  - / -  - / -
- / -  - / -  - / -
- / -  - / -  - / -
- / -  - / -  - / -

Любопытная схема могла бы получиться, если первые-третьи строки удлинить на один слог, но это Вы уже сами сможете попробовать, если проявится интерес.
Благодарю Вас за предоставленную возможность поэкспериментировать.

Касьян Стигматов    Добавлено 14.10.2012 в 18:14


Касьян, нет, все нормально, просто мне нужно время чтобы осмыслить, я в принципе поняла как нужно работать, просто я так никогда досконально не подходила к своим текстам, поскольку воспринимаю их не слишком серьезно:) Однако Вы мне задали задачу. сейчас пишу стих и пытаюсь все выдержать в одном размере, очень сложно, такая работа, как у каменотеса.
Бросила, не смогла выдержать:))
Когда увидела Ваш анализ стиха, то была в замешательстве, поскольку даже не представляла, что это такой труд. Смешанное чувство благодарности и смущения.
По существу, мне понравился последний вариант, он более приближен к моему и по энергетике и по содержанию, есть попадание в тональность:)
Удивительно все же, слова те же, мысли те же, а стихи как разнояйцовые близнецы, каждый со своим характером:))
Касьян, я Вам благодарна, получать знания приятно, когда их практически разжевывают, я только прошу Вас не удалять ничего, я по видимому, еще не раз буду возвращаться к этому примеру, пока не усвою его полностью.

Вика Соловьёва    Добавлено 14.10.2012 в 18:54


Вика, у Вас есть для хороших стихов всё, что нужно, и чистое сердце это главное; слагать, сочинять стихи счастье и наслаждение, техника только вредит. Написание стихов это нечто обратное тому, что я Вам показал, - нужен синтез. Очень рад, что удалось немного попась в тональность. Вдохновения Вам!

Касьян Стигматов    Добавлено 18.10.2012 в 09:25
Отзыв на произведение: Оберег


Восхищён! Круть!

Немного замечаний: запятая поглощается многоточием; пятая строка затянута, анапест ломается; "ведь", "так", "лишь", "тут", "уж" - втычки, слова-паразиты, - резать нещадно; "ходики промолчали..." непонятно, то ли громкий "тик-так", то ли кукушка...

Первое четверостишие прямо шедевр, хороши параллели "заплели ленту - расплету вену" и "возьму печали - верну сны", про оберег что можно возразить берегине - она сама оберег! ))
Очень и очень хорошо, замечательно даже, но надо поработать немного; если не поленитесь, будет бриллиант (пока только алмаз))

Касьян Стигматов    Добавлено 11.10.2012 в 15:56


Касьян, приятно Вас встретить на своей страничке, потому, что комментарии по делу мало кто пишет, а они очень нужны!
Попробую доработать стих, но честно признаюсь, над пятой строкой голову сломала, а потом решила, пусть так живёт:)
И, всё же, как приятно услышать: "Восхищён!". Спасибо, спасибо, спасибо!

Вика Соловьёва    Добавлено 12.10.2012 в 02:05


Да не за что.
Всё-таки, Виктория, не могу согласиться с Вашим нежеланием поработать над стихами! Нужно же до победы доводить...
Попробую (ну так, чисто из любопытства) пошаманить над строкой, убрать некоторые сверхсхемные ударения, местоимения проредить и т.п.
Только вот воплотиться в героиню не получится, наверное, но попробую; если интересно, покажу результат (в том числе и груду промежуточных))
Не возражаете?
Кстати, наблюдение - все строки имеют женские окончания.

Касьян Стигматов    Добавлено 12.10.2012 в 18:27


Ну, какие могут быть возражение, для меня это шикарное предложение, от которого невозможно отказаться:)
Мне было бы очень интересно увидеть, какой результат получится:))
Я на примерах замечательно учусь!
Если честно, пыталась вчера поработать со стихом, но безрезультатно..
Заменила:"ходики тут промолчали" на "ходики чуть помолчали"(как бы приостанавливая время) и "виски не стучали уж слишком" на "виски не стучали в такт слишком", но здесь мне самой не нравится, идет запинка из-за соединения 4 согласных.
))Да, Вы очень наблюдательны, я последние свои стихи почти все пишу с женскими окончаниями, жесткий закрывающий слог практически исчез, видимо душевный настрой стал мягче:)

Вика Соловьёва    Добавлено 13.10.2012 в 01:29
Отзыв на произведение: Оберег


Очень романтично...

Сергач М    Добавлено 10.10.2012 в 12:46


Спасибо, Сергей:)
Сергей, а вы когда-нибудь видели, как плывут русалки? Это завораживающее зрелище! Когда я первый раз увидела, просто влюбилась в этот вид спорта. Представляете, на ногах моноласт,в руках баллон с кислородной смесью, волосы, если длинные и распущенные, то полное ощущение, что плывет русалка, поразительно красиво! Я тоже технику этого плавания знаю, а еще, я точно знаю, что вода и нагрузка снимает практически любой стресс, так, что мой оберег, точно от русалок!
Спасибо, Сергей, за отклик, посидела, повспоминала ..приятно!

Вика Соловьёва    Добавлено 10.10.2012 в 15:37
 
   
   
© 2009-2017 Stihiya.org. Все права защищены.
Гражданско-поэтический портал.
Rambler's Top100