Логин:
Пароль:
 
 
 
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ К 8 АЛЬБОМУ
Дон Эллиот
 


ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

Одержимость жизнью, если выразиться словами ее пророков, следует понимать как показатель чрезмерного полнокровия. Благодаря техническому усовершенствованию всех жизненных удобств, благодаря всеми путями повышаемой безопасности существования, благодаря возросшей доступности всякого рода удовольствий, благодаря продолжительное время умножаемому и еще сохраняющему высокий уровень благоденствию современное общество очутилось в таком состоянии, которое древняя медицина назвала бы словом «плетхора» (полнокровие). Мы живем в духовной и материальной роскоши. Жизнь ставится нами столь высоко, потому что избавлена от всех трудностей. Постоянно обостряющаяся способность познания, легкость духовного общения предали жизни силу и дерзость. Вплоть до начала второй половины 19-ого века даже состоятельные слои населения стран Запада сталкивались много чаще и посредственнее с убогостью существования, нежели мы испытываем на себе ее сейчас, принимая все жизненные удобства как нечто нами заслуженное. Еще нашим дедам было лишь в самой ограниченной степени доступно утолять боль, излечивать раны или переломы, защищаться от холода, прогонять темноту, сноситься с другими людьми лишь лично или передаваемым на расстоянии словом, надлежащим образом соблюдать чистоту своего тела, устранять грязь и неприятные запахи. Человек постоянно ощущал препоны земному благополучию. Эффективные усилия техники, гигиены и санитарного обеспечения среды, среды обитания человека избаловали его. Он утратил это кроткое согласие с повседневной нехваткой жизненных удобств усвоенное как необходимый опыт предыдущими поколениями. В то же самое время ему стала грозить утрата способности НАИВНО относиться к счастью, которым удостаивала его жизнь. ЖИЗНЬ СТАЛА СЛИШКОМ ЛЕГКОЙ. Моральные мускулы человечества оказались не настолько сильны, чтобы выдержать ношу этого изобилия. Прошлые культурные эпохи, будь то христианская, мусульманская, буддийская или любая другая, мы имеем дело со следующим противоречием. В принципе там отрицается ценность земного счастья по сравнению с блаженством на небесах или слиянием с Космосом. Поскольку, однако, все упомянутые религии признают за этим миром определенную ценность, то, признав ее однажды, они не оставляют или почти не оставляют места для отказа от самих жизненных ценностей, дарованных Богом. Как раз это хорошо известная всем верующим бренность каждого вершка земного благополучия и поддерживала признание его ценности. Твердая ориентация на потустороннюю жизнь могла привести к отказу от мира, но она не допускает никакой мировой скорби… И в наши дни мы имеем дело в этих областях с противоречиями, но совершенно иными чем прежде. Первое из них сводится к следующему. Возрастание безопасности, комфорта и возможностей удовлетворения своих желаний, короче говоря, гарантий обеспеченности жизни, с одной стороны, открыла широкий простор для всех форм девальвации бытия: философские отрицания жизненных ценностей, чисто чувственного сплина или вообще отвращения к жизни. С другой стороны, это подготовило почву для всеобщей уверенности в праве на счастье здесь, на земле. Жизни предъявляются претензии. Амбивалентное положение, колеблющееся между наслаждением жизнью и ее отрицанием, характерно исключительно для индивидуального человека. Человеческое сообщество, напротив, принимает без колебаний и с небывалой прежде уверенностью и убежденностью земную жизнь как предмет ВСЕХ своих чаяний и действий. Повсюду царит настоящий КУЛЬТ ЖИЗНИ. Странные пришли времена!


ИЗ КНИГИ Й. ХЭЙЗИНГА «В ТЕНИ ЗАВТРАШНЕГО ДНЯ»

© Copyright: Дон Эллиот
Перейти на страницу автора

Версия для печати
 
Жанр произведения: Критика
Количество отзывов: 0
Количество просмотров: 492
Дата публикации: 26.04.13 в 18:29
 
 
Рецензии
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.Нет ни одного комментария для этого произведения.
 
   
   
© 2009-2018 Stihiya.org. Все права защищены.
Гражданско-поэтический портал.
Rambler's Top100