Логин:
Пароль:
 
 
 
Как я учился читать Святое Писание.
Эдуард Качан
 
Много лет назад я услышал о том, что Серафим Саровский за неделю прочитывал весь Новый Завет, а с новой недели начинал читать его опять. Получалось, что святой прочитывал Новый Завет раз 50 за год!

Было не понятно – зачем? Ведь текст-то не меняется. Серафим, наверное, большую часть новозаветных текстов наизусть знал...

Потом у Антония Сурожского прочел о созерцании. Смысл таков – мы в большой степени состоим из того, что видим, о чем слышим, о чем думаем. Поэтому - если постоянно вчитываться, вглядываться в Писание и жития святых, то постепенно станешь похожим на Христа и Его учеников. А если постоянно смотреть боевики, то станешь похожим на Терминатора.

И стало понятно, что двигало святым Серафимом. Да, новозаветные тексты из года в год не менялись, но от чтения Писаний (и от молитвы, и от участия в церковных таинствах – это дополняет друг друга) постепенно менялся сам Серафим. И этот, измененный Серафим, видел в знакомых текстах то, что не мог увидеть вчера, позавчера, неделю назад... Шаг за шагом он проникал в глубины Писания, видя все глубже, понимая все лучше...

Захотелось и самому так. Открыл Библию. Обычно человек читает книгу с начала – верно? И я начал с Ветхого Завета, с  книги «Бытие». Немного почитал и – бросил. Потом опять начал – и опять бросил. И в третий раз было то же самое. Да, прочитывал «Бытие» и «Исход»... Но уже книги «Левит» и «Числа» оказались для меня непосильными.

Уже не помню, какой умный человек, посоветовал мне оставить Ветхий Завет в покое, а читать вначале книги Нового Завета. Смысл этого совета прост – мы живем в Новозаветные времена, именно поэтому Евангелие нам будет проще воспринять, чем, скажем, «Паралипоменон». А уже потом, когда привыкнешь к языку и стилю Писания, можно и к Ветхому Завету вернуться.

И дело пошло! То есть по началу многие стихи четырех Евангелий вообще не доходили ни до сердца, ни до ума, а апостольские послания были сплошь не понятными, но я знал - так и должно быть. Я пришел в православие в 25, то есть человеком, уже сформированным атеистическим окружением. Не удивительно, что и в Храме и в Писаниях мне было многое чуждо и непонятно. Ровно то же будет, если переехать жить из Бердичева в Токио – сначала все чуждо, но потом начинаешь привыкать, вживаться, понимать. Я поверил Богу, поверил Его Церкви, и потому знал – рано или поздно Евангелие станет мне понятным и дорогим.

И – получилось! Постепенно чтение Писания начало напоминать поход за сокровищами – то и дело я выуживал из Евангелий драгоценные жемчужины, которым не мог нарадоваться.

Вот, к примеру – как любого, рожденного в СССР человека, меня удручает слово «раб» и поэтому словосочетание «раб Божий» по началу неприятно резало мне слух. Но вот, я читаю 15 главу Евангелия от Иоанна: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но я назвал вас друзьями, потому, что сказал вас все, что слышал от Отца Моего. Вы друзья мои, если исполняете все, что Я заповедую вам» (Ин. 15, 14-15). После этих слов, я долго ходил счастливый. Оказывается, мы – не рабы, в унизительном значении этого слова. Мы Христу - друзья. Это так велико, так прекрасно! Бог, Творец Мира, стал Человеком и умер на кресте, для того, чтобы вы и я могли вместе с Ним жить в вечности. И Такому Богу нужны не рабы, а друзья! Как здорово!

Вскоре выяснилось – то, что Евангелий четыре – большой подарок от Господа христианам. Евангелисты писали об одних и тех же событиях, но по-разному. Уж так устроена человеческая память – один запомнит лучше то, другой – иное... Вот, к примеру, история о том, как Христос послал Своих учеников на проповедь. Матфей ее описывает очень подробно, Марк – гораздо скупее, зато Марк упоминает о том, что апостолы для исцеления мазали больных елеем, а Матфей – нет (может быть, просто не посчитал важным). Когда мы читаем эту историю в изложении обоих евангелистов, перед нами предстает более полная картина.    

Параллельно читал святых отцов и современных православных публицистов. И это очень, очень помогало. Труды Василия Великого и аввы Дорофея, Иоанна Златоуста и Лопухина, Кураева и Дворкина, Бренчанинова и Иоанна Лествичника, Антония Сурожского и Николая Сербского – все они укоренены в Писании. А чему удивляться? Наша Церковь – Апостольская, поэтому каждый святой отец прошлых веков, как и каждый богослов современности, верит во Христа апостольской верой. В своих работах такой человека передает свой опыт погружения в апостольскую веру, старается подыскать для этого слова, понятные его читателям. И естественно, что все эти люди каждую свою мысль сверяют со словами апостолов - с Писанием, причем знают Святое Писание так, как и не снилось современным еретикам протестантам!

Приведу пример того, как знакомство с творениями святых отцов помогло мне разобраться с одним сложным местом в Новом Завете.

Любой, кто внимательно читал Новый Завет, знает, что у Христа две родословные (одну приводит евангелист Матфей, другую – евангелист Лука), и эти родословные разные (Мф. 1, 1-18; Лк. 3, 23-38). Вообще-то у каждого человека две разные линии предков – предки папы и предки мамы. Но у Христа не было земного отца, а была только мама – Дева Мария. Почему же родословных – две?

Никогда я не разобрался бы в этом вопросе самостоятельно! Более того – мне долго не попадался прямой ответ на этот вопрос. Но чтение святых отцов и современных богословов мало помалу проясняло картину, и, в конце концов, помогло мне понять, что к чему.

В церковной традиции родословную, приведенную Матфеем, принято относить к Иосифу, а родословную у Луки – к Марии. И здесь нас ждет первая трудность – имени «Мария» в этой родословной нет.

Но стоит открыть ветхозаветную «Книгу Паралипоменон или Хроник», и становится явно, перед какой трудностью стоял Лука – в библейских родословных очень мало имен женщин. Принято было писать имена мужские. И Луке необходимо было считаться с этой традицией – иначе читатели просто не поняли бы его. И Лука справляется с этой трудностью! Дело в том, что составленная им родословная написана иначе, чем у Матфея.

Представим, что я захотел написать свою родословную. Папа у меня один, и зовут его Николай. А вот дедушки уже два, и звали их Игнатием (это папа моего папы) и Николаем (это – папа моей мамы). А их отцов звали Дмитрием и Яковом.

Представим, что я описываю свое происхождение по мужской линии. Тогда я напишу примерно так, как написал Матфей. Получится где-то следующее. Я – Эдуард, сын Николая, а он был сыном Игнатия, а Игнатий был сыном Дмитрия...

Но представим, что я по какой-то причине хочу описать линию предков моей мамы, а не папы. В таком случае мне никто не запретит написать следующее: «Я – Эдуард, а моими предками были Николай, Николай, Яков, и т.д» Видите – начиная с деда я рассматриваю именно материнскую линию, и я нигде не написал, что мой отец Николай является сыном Николая или внуком Якова!

Но именно так составлена родословная Христа у Луки! Сказано, что Христос – потомок Илиев, Матфатов, Левиин и т.д. Но нигде не сказано, что эти люди – папа, дедушка и прадедушка Иосифа! Они – предки Христа, а предками Иосифа они могут и не быть! В этой же родословной прямо указано, что Иосиф – не отец Христу, просто окружающие думали, что он – отец (Лк. 3, 23). А о том, как получилось, что у Христа вообще нет земного отца, а только земная Мать, прекрасно сказано в этом же Евангелии в первой главе. Так что тому, кто внимательно читал «Евангелие от Луки», все вполне понятно.  

Итак – Лука приводит родословную Девы Марии, а Матфей – Иосифа. И тут перед нами проблема – Иосиф не является биологическим отцом Христа, об этом прямо пишет сам Матфей. Зачем же он вводит родословную Иосифа в Евангелие?

Здесь уместно вспомнить слова евангелиста Иоанна: «Многое и другое сотворил Иисус; но если бы писать о том подробно, то, думаю, самому миру не вместить бы написанных книг» (Ин. 21, 25). Итак – не один Евангелист не описывает всего, что связанно с земной жизнью Христа – это просто невозможно. Значит, каждый евангелист пишет о том, что ему кажется наиболее важным.

Почему евангелисту Луке казалось важным написать родословную Христа? Мне думается, что в этом есть полемика с еретиками первого века – гностиками. Гностики не были против Божественности Христа, но отрицали то, что Христос был Человеком. По их мнению – Христос Человеком не был, а только казался. Евангелист Лука выводит родословную Христа от Адама, и тем доказывает, что Христос не только Бог, но и настоящий Человек, происходящий от обычных людей, и Его человеческая природа во всем (кроме греха) такая же, как и наша человеческая природа.

  А вот Матфей писал для христиан иудейского происхождения. А этих людей интересовал (и, как оказалось, интересует и сейчас) такой вопрос – а имел ли вообще Христос право быть Царем Иудейским? Да, в нем течет кровь царя Давида. Дева Мария – потомок Царя Давида, через сына Давида Нафана (Лк. 3, 31). Но трон Давида наследовался не женщинами! Посмотрите – после Давида правила не дочь, а его сын Соломон. А потом – сын Соломона Ровоам и так далее. Все цари Иудейские – потомки Давида по отцу. А как быть со Христом? Он вообще не потомок Давида по отцу, так как у Него нет земного отца, только Мать!

И вот тут я бесконечно благодарен святому Ефрему Сирину, чьи работы заставили меня обратить внимание на деталь ветхозаветного права, которую я сам никогда бы не заметил.

Дело в том, что в Ветхом Завете обрученная девица – практически жена. Да, собственно супружеских отношений у нее с мужем еще не было и тем не менее... Впрочем, сравните сами:

«Если кто-нибудь встретится с девицей необрученною и ляжет с ней... то она пусть будет его женой» (Втор. 22, 28-29).

«Если будет молодая девица обручена мужу, и кто-нибудь ляжет с ней, то обоих их побейте камнями до смерти: отроковицу за то, что не кричала, а мужчину за то, что он опорочил жену ближнего своего» (Втор. 22, 24).

Видите разницу? Обрученная девица наказывается смертью, как и согрешившая замужняя (Втор. 22, 22), а необрученная – нет. По ветхозаветному праву обрученная девица – фактически жена!

Именно поэтому евангелист Матфей и приводит родословную Иосифа! Он говорит: Иосиф и Мария были обручены (Мф. 1, 18). Да, в брачные отношения они не вступали. Но это не играет роли. Мария – обрученная, а значит – жена (Мф. 1, 16). А значит – Христос рожден в законном браке. И значит, Он имеет законное право на все, что оставил или мог оставить ему в наследство Иосиф! Вместе с сыновьями Иосифа от первого брака, которые в Евангелии именуются братьями Господними (Мк. 6, 3), Иисус имеет право на оставшийся после Иосифа дом, стол, стул, осла, если таковой был...

И на престол Давида Иисус имеет полное юридическое право, так как Иосиф – прямой потомок Давида, прямой потомок Соломона, Ровоама и прочих царей Иудейских! Именно для того, чтобы обосновать это право, евангелист Матфей и включил в свое Евангелие родословную Иосифа Обручника!

Вот так при работе с Писанием мне помогали тексты святых отцов Церкви и современных богословов. Еще помогала работа со ссылками – с подстрочником. Если вы обращали внимание – когда в Библии речь идет о тех или иных событиях, то на странице внизу указывается, в каких других частях Библии говорится о том же.

Вот – пример. Христос упрекает фарисеев в том, что они сами не делают того, что велят другим, а только «расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих» (Мф. 23, 3-5). Не совсем понятно – что имеется ввиду? Но – смотрю вниз страницы, и ссылка указывает мне на главу в книге «Второзаконие». «И да будут слова сии... в сердце твоем; и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими» (Втор. 6, 6-8). Вот, оказывается, в чем дело – «хранилища» содержали в себе кусочки пергамента с избранными словами закона Моисея, которые евреи одевали на лоб и на руку во время молитвы. У фарисеев эти «хранилища» были больше, чем у других евреев. Но – носить в «хранилищах» слова Закона Моисея и выполнять заповеди на деле – разные вещи. Поэтому Господь указывает на фарисеев как на образец показного, мнимого, а не настоящего благочестия.  

Постепенно я смог успешно читать и апостольские послания. Некоторые из них сложны, но это и не удивительно. Мы способны смотреть на мир только как люди (не как Ангелы, не как кошки, не как дождевые черви). Наши слова способны по-настоящему выразить только человеческий опыт! А в своих посланиях апостолы говорят о спасении Богом человеческого рода – то есть о деле Божественном. Естественно, что когда человеческими терминами пытаются объяснить дела Бога, то не всегда получается просто и понятно. Но все равно – читать стоит. С каждым разом становится понятнее и понятнее! Думаю, что до самой смерти я буду открывать в апостольских посланиях новые глубины. Радует то, что есть много мест, которые 5 лет назад казались мне темными, а теперь смысл их вполне ясен.

Когда я привык к языку Писания и научился работать с Новозаветными текстами, настало время и Ветхого Завета. И вот теперь дело пошло! Ветхозаветные тексты стали легкими, доступными. Было даже странно, как это раньше я мог не понимать этих слов!

Я люблю Ветхий Завет. Теперь люблю. Читая эти строки, я вижу величественную и грустную картину разрыва людей с их Творцом, вижу постоянную верность Господа своим творениям, несмотря на постоянные измены людей.

Вот история убийства Авеля его старшим братом, Каином. Какая она короткая и как много может нам рассказать! Обратите внимание – Бог знает о преступных планах Каина и говорит ему об этом: «У дверей грех лежит, он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт. 4, 7). Смотрите – Бог знает, что в сердце Каина вкрался грех, Бог велит ему этот грех победить, но при этом не нарушает свободу Каина, не мешает ему поступать так, как он – Каин - захочет. Так будет и дальше – Господь указывает людям, какие поступки правильные, но не делает правильных поступков вместо них! Господствовать над грехом и стать святым или поддаться греху и погубить душу – каждый решает сам. Мы – не марионетки. Мы – совершенно свободны и потому Бог имеет основания судить нас – все свое доброе или злое мы совершили сами. И Иуде Господь говорил, что знает о его планах. Но – за руку не хватал.

А вот и причина прошлых и нынешних экономических неурядиц в мире. Еще нет ни перенаселения, ни цивилизации машин, но уже пролита человеческая кровь и - «ныне проклят ты (Каин) от земли, которая приняла кровь брата твоего от руки твоей; когда будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя» (Быт. 4, 11-12). Вот и все – перенаселение, истощение ресурсов и прочие пугалки из телевизора - не при чем! Просто слишком много в мире грехов, слишком много льется человеческой крови – и земля не дает нам, грешным людям, силы своей...

И опять-таки – читая и Ветхий Завет надо параллельно читать святых. Вот – первый абзац библейского повествования: «земля была безвидна и пуста... и Дух Божий носился над водою» (Быт. 1, 1) Эти слова совершенно не трогают душу. Но вот я открываю Василия Великого, его «Беседы на Шестоднев». Василий пишет о том, что узнал от одного сирийца. Оказывается - сирийский язык близок к еврейскому, и несколько ближе подходит к смыслу книги «Бытие», чем греческий (или русский). Так вот – правила сирийского и еврейского языка позволяют поместить в переводе вместо слова «носился» слова: «согревал, оживотворял». Получается, что Дух Божий не просто «носился» над водой, а производил с водой то же действо, какое производит птица, согревая телом свои яйца, для того, чтобы приготовить их к рождению жизни. Правда – такой перевод лучше, такое понимание этого стиха греет сердце?! Кстати, упомянутый святым Василием сириец - не просто человек с улицы. Мы все знаем его как святого Ефрема Сирина.

Кстати – на «Шестоднев» постоянно ополчаются библейские критики. Простой язык первой главы «Библии» смущает этих людей... Однако эту же историю творения мира можно пересказать и в научных терминах, и получится картина, во многом сходная с тем, что думают о истории Земли современные ученые. И это ведь удивительно! Современные ученые уверены, что жизнь на Земле развивалась постепенно – сначала были населены водоемы, потом – суша, а человек появился на Земле сравнительно недавно... Но всмотритесь в «Бытие» - именно об этом говорит Моисей! А откуда Моисей мог знать все это?! Современные ученые обрабатывают данные, полученные тысячами археологов и представителей других наук. А Моисей археологом не был! И геологией не увлекался. И свидетелем сотворения мира Моисей, конечно, тоже не был.  Откуда же он все это узнал? О Того, с Кем беседовал на горе Синай. От Бога!

А еще критиков «Шестоднева» смущает то, что свет был сотворен Богом раньше, чем известные нам источники света – солнце, луна, звезды (Быт. 1, 3-18).

Да, нам трудно представить себе свет без солнца или звезд. Но зададимся вопросом – а знает ли Библия случаи, когда свет есть, а солнца – нету?

Да, знает! Вот несколько слов из описания Небесного Иерусалима, которое приводит Иоанном Богослов: «И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец» (Откр. 21, 23).

Как видим – в Библии описан случай, когда свет есть, а солнце для этого не нужно! Я, разумеется, не утверждаю, что свет, описанный в «Шестодневе» исходил непосредственно от Бога. Я только имею ввиду, что Богу не составляет труда осветить что-то без солнца, Библия не противоречит сама себе, и критикам стоит не вопить о том, что Библия говорит ерунду, а просто внимательно дочитать ее до конца.  

Но мы отвлеклись – ведь говорили о том, как книги православных авторов помогают разобраться в тех или иных местах Ветхого Завета.

Все слышали историю о Самсоне, который потерял свою огромную силу после того, как его остригла жена. Меня всегда эта история смущала – ну сказка, да и только! Но вот у Антония Сурожского читаю, что дело-то было не в волосах. Самсон от рождения был назореем, а длинные волосы – символ назорейства. Когда он позволил жене себя остричь, то его назорейство закончилось, и сила Божия оставила его.

Бегу к Библии, открываю Книгу Судей. Да, так и есть. В главе 16, Самсон говорит Далиде, что он назорей, и что в этом суть его силы. И ведь действительно – длинные волосы есть обязательный атрибут именно назорейства! Спасибо Антонию Сурожскому – все стало понятно. Как я сам мог читать «Книгу Судей» и не увидеть этих слов?!

Читая Ветхий Завет нужно постоянно помнить о том, что он описывает развитие отношений Бога и человека в динамике. Во Второзаконии есть слова Моисея о том, что данный через него Богом закон – самый справедливый в мире. Это вызывает непонимание – закон Христов лучше, милосерднее того, что дал Моисей! Но стоит задуматься – а в какое время жил Моисей, каковы были живущие тогда люди?

Вот, к примеру, один из потомков Каина Ламех (Быт. 4, 23-24). Он, судя по всему, очень вспыльчивый человек и обещает любому обидчику отомстить «семьдесят раз в семеро». То есть – ты мне на ногу наступишь, а я тебя в порошок сотру, и семью твою уничтожу, и двор твой солью засыплю...

И вот - если сравнивать с мировозрением Ламеха, то данная Богом через Моисея заповедь «око за око, зуб за зуб» - это верх справедливости на тот момент! Ты можешь нанести обидчику только такой урон, какой он нанес тебе – и не больше! И только спустя века, когда люди, исполняя закон Моисея, в какой-то степени очистились и выросли, Бог дал им другой, высший закон. Когда апостол Петр спросил Христа, сколько раз ему нужно прощать согрешившего против него брата, то услышал «до седмижды семидесяти раз» (Мф. 18, 22). Видите – использована та же цифра, что и у Ламеха, только у Ламеха она означает – мстить бесконечно, а у Христа – прощать бесконечно. Сразу люди не могли перескочить от первого ко второму! Им нужна была промежуточная ступень. И этой ступенью стал Закон Моисея.

Чтение Ветхого Завета усложняется еще и тем, что мы привыкли к Евангелию, мы привыкли видеть Господа распинающимся за нас, страдающим из любви к нам. Нам психологически не удобно видеть Его в гневе. Однако стоит понять – когда Господь обращается к людям, Он делает это так, чтобы люди Его услышали. Народ Израильский после выхода из Египта – упрям, или, как сказал Моисей - «жестоковыен». И таким людям Господь является на горе Синай с дымом, грохотом... Только эта грозная картина способна пронять этих людей – другого языка они не поймут. Но вот – проходит несколько веков. Народ израильский исполняет закон Моисея – иногда успешно, иногда не так, чтобы очень. Но это все равно меняет людей. И уже пророку Илии Господь является не в грозе и буре, а в тихом ветре (3 Цар. 19, 11-13) – Илия способен понять и ненавязчивость, и бережное отношение к нему Господа.

Иногда правильно понять Писание помогает сама жизнь. Многие люди осуждают Господа за потоп, за гибель Содома и Гоморры – мол, надо было воспитывать этих грешников... Таким людям я бы посоветовал воспользоваться интернетом. Нужно просто зайти на форум людей, оправдывающих аборты (а такие форумы есть и их не мало), и попытаться отговорить хотя бы одну абортницу от повторения ее страшного поступка в будущем. Уверяю вас – вы будете изумлены тем, сколь упрямы люди! На убежденную абортницу не действуют никакие аргументы. Она хочет жить для себя и ради собственного комфорта готова уничтожать собственных детишек пачками. «Рожайте вы, а мы будем делать аборты, и будем сыты и счастливы!» Вы думаете, я эту фразу придумал? Нет – это написала одна из этих женщин. Таково жизненное кредо этих людей. И они очень крепки в своем решении.

Удивляться тут нечему. Мы ведь восторгаемся твердостью святых, крепостью мучеников? Ну, так упорство грешника в его грехе – это просто обратное проявление той же твердости!

В Книге пророка Ионы рассказывается о том, как жители Ниневии поверили словам пророка о грядущем наказании за грехи, и покаялись. И Господь, конечно, не стал применять к ним крутых мер.

Но бывает, что люди не каются. Совсем. Так было перед потопом. «И увидел Господь, что велико развращение человеков, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (Быт. 6, 5). То есть – всё, возврат назад невозможен. Дальше – только к еще большему злу. Когда сердцевидец Господь окончательно в этом убедился, на землю полились воды потопа. Он хотел бы их простить, как жителей Ниневии. Увы - люди, непреклонные во зле так, как святые бывают непреклонны в своей праведности, не оставили Ему выбора...    

Но – Бог верен своему созданию до конца. Авель и Ной, Авраам и Иосиф, Давид и Даниил – не прерывается линия святых, через которых Господь говорит с людьми, через которых готовит спасение человечества. Заканчивается это великим чудом – «Бог явился во плоти» (1 Тим.  3,  16). И величайшим в истории проявлении любви – Бог умирает на кресте ради нас. И воскресает, чтобы Его воскресением могли воскреснуть и мы! Библию нельзя назвать историей нашей верностью Богу – мы ведь так часто бывали и бываем Ему не верны! Но Библию по праву можно считать книгой верности Бога – Он до конца, до смерти на кресте верен нам, людям!

Несколько особняком среди книг Ветхого завета стоит книга «Псалтырь». Это великая, но не простая книга – ведь это сборник гимнов. А гимны есть гимны - очень много по-восточному цветастых, образных мест, а мы ведь так далеки от современников псалмопевцев - и по времени, и по культуре... Поэтому, приступая к изучению псалмов, нужно запастись терпением. И оно обязательно окупит себя – всю глубину псалмов исчерпать просто нельзя.

Вот, например, советская школа учила, что атеизм - более молодой взгляд на мироздание, в сравнении с взглядом религиозным, а значит – более прогрессивный. Молодой-то молодой, но вот первые слова Псалма 13 -  «Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога». Этим словам - 3 тысячи лет! То есть атеистический взгляд на мир существовал и тогда, спору между верой и безверием не просто века – тысячелетия. И уже тогда святые определяли безверие - как безумие.

Иногда книга псалмов не отвечает на вопросы, а ставит перед читателем новые. Читаю псалом 49. Там Господь говорит о том, что Ему не нужны жертвы народа Израильского: «Не приму тельца из дома твоего... Ибо Мои все звери в лесу и скот на тысяче гор... Ем ли я мясо волов и пью ли кровь козлов? Если бы Я взалкал, то не сказал бы тебе, ибо Моя вселенная и все, что наполняет ее» (Пс. 49, 10-13). А дальше Господь говорит о том, чего Он ждет от людей: «Воздай Всевышнему обеты твои» (Пс. 49, 14).

Это заставляет задуматься: а ведь действительно - Бог не нуждается ни в чем. Не нуждался Он и в жертвоприношениях Израильского народа. Тогда зачем Он дал им ветхозаветный культ?

Нет, понятно – пасхальный агнец был прообразом крестной жертвы Христа. Именно Агнцем - невинным страдальцем за грехи мира – называет Христа Иоанн Креститель (Ин. 1, 29).

Но ветхозаветный культ был гораздо шире, и включал в себя не только пасхального агнца. В жертву приносили овец, коз, голубей... Зачем?

Вспомним – народ Израильский идет в Землю Обетованную из Египта – то есть из страны с развитым культом. А в Земле Обетованной его ждут языческие народы, у которых тоже развит культ. А помните, что сделал народ Израильский, когда остался без Моисея перед горой Синай? Народ сделал золотого тельца – то есть опять-таки культ! Люди рождены для Богослужения и поэтому не могут без культа, пусть даже неправильного, извращенного. Знакомое и любимое нами православное Богослужение, конечно, было невозможным до Рождества Христова... Но если бы после великого исхода из Египта Господь не дал народу Израильскому отдельного культа, они бегали бы за культом к соседним языческим народам.

Подтверждает ли эту мысль Писание? Да, подтверждает. Книга «Левит», глава 17: «Это для того, чтобы приводили жертвы свои сыны Израилевы перед Господом... чтобы они впредь не приносили жертв своих идолам» (Лев. 17, 5-7). Как видите – жертвоприношения нужны не Богу, а людям. Иначе они станут приносить их идолам. Кстати, это в наших глазах ветхозаветный культ жесток – жаль овец и коз. Но на то время этот культ – верх милосердия! Народы Ханаана, с которыми предстоит столкнуться народу Израильскому в Земле Обетованной, приносят в жертву своим божествам не коз, а собственных детей! Именно из-за этого Господь изгоняет эти народы с земли, на которой они жили века. А книга «Псалтырь» называет этих языческих богов простым и понятным нам словом – бесами (Пс. 105, 37).  

О Писании можно говорить часами. Каюсь - я читаю Писание не каждый день, но - часто. Ветхий Завет – для того, чтобы лучше понимать Завет Новый. А в Новый Завет всматриваюсь, так как это помогает мне всмотреться в Христа, в Воплощенного Бога,  которого я люблю. Это как чистишь капусту - отрываешь по листку и мало помалу подходишь к сердцевине. Хотя, скорее, все наоборот – это Писание снимает пелену с моего мозга и моего сердца (слой за слоем!) и так показывает мне, изменяющемуся, свои глубины. Все новые и новые.

И вот еще – у меня есть дети. Если я не буду знать Писания, то не смогу открыть его красоту им. А если я не открою перед моими детьми Библию, то это сделают сектанты. И их поверхностные, неумные толкования на многие годы  станут для моих детей авторитетными просто потому, что эти толкования они услышали первыми. Я не могу этого допустить, и поэтому постараюсь, чтобы мои дети впервые посмотрели на Писание моими глазами – глазами православного христианина.    


© Copyright: Эдуард Качан
Перейти на страницу автора

Версия для печати
 
Жанр произведения: Очерк
Количество отзывов: 0
Количество просмотров: 46
Дата публикации: 19.07.17 в 23:03
 
 
Рецензии
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.Нет ни одного комментария для этого произведения.
 
   
   
© 2009-2017 Stihiya.org. Все права защищены.
Гражданско-поэтический портал.
Rambler's Top100